Короткие истории

Страх привидений

boyНочь была очень тёмной, и маленький Мохан был сильно напуган. Он страшно боялся привидений. Всегда, оставаясь один в темноте, он представлял, что привидение прячется в тёмном углу и вот-вот неожиданно выскочит и прыгнет на него. Однажды ночь была настолько тёмная, что он с трудом мог видеть собственную руку. Мохан ходил из одной комнаты в другую, не зная покоя.

Когда в очередной раз он вышел из своей комнаты, его ноги налились свинцом, а сердце начало биться, как барабан. Рамбха, его старая няня, стояла в дверях.

– Что случилось, сынок? – спросила она с улыбкой.
– Я испугался! – ответил Мохан.
– Испугался, мой маленький! Чего же ты испугался?
– Смотри, как здесь темно! Я испугался привидений! – с ужасом прошептал Мохан.

Рамбха с любовью погладила его по голове и сказала: «Где это видано, чтобы кто-то боялся темноты! Слушай меня: всегда помни о Раме и никакие привидения не осмелятся даже близко подойти к тебе. Никто не тронет и волоска на твоей голове! Рама защитит тебя». Слова Рамбхи дали Мохану мужество и храбрость. Повторяя имя Рамы, он вернулся в свою комнату. С этого дня Мохан никогда не чувствовал одиночества или страха.  Он верил, что Рама всегда с ним и даёт ему свою защиту и оберегает от опасностей.

Эта вера дала Гандиджи силу на всю оставшуюся жизнь, и даже когда он умирал, святое имя Рамы было на его губах.

Случай в школе

manМохан был очень застенчивым. Сразу же после того, как звенел школьный звонок, он быстро собирал свои книги и со всех ног бежал домой. Другие мальчики общались и останавливались по пути, кто-то играл, кто-то ел, но Мохан всегда сразу же спешил домой. Он очень боялся, что ребята могут остановить его и начать насмехаться над ним.

Однажды в школу Мохана пришёл школьный инспектор мистер Гилс. Он прочитал пять английских слов для класса и попросил мальчиков самостоятельно написать их. Мохан четыре слова написал правильно, а с пятым никак не мог разобраться, это было слово «чайник». Увидев колебания Мохана, учитель, стоявший за спиной инспектора, показал Мохандасу знак, чтобы он списал слово у соседа. Но Мохан проигнорировал его знаки. Все остальные мальчики написали правильно все пять слов, Мохан же написал только четыре слова. После того, как инспектор ушёл, учитель принялся ругать его: «Я же сказал тебе, чтобы ты списал у своего соседа, – сказал он сердито. – Неужели ты не мог даже это сделать как надо?» Все засмеялись.

По возвращению домой Мохан не был несчастен. Он знал, что поступил правильно. Что послужило поводом для его грусти, так это то, что учитель заставлял его мухлевать.

Необычная практика

В Южной Африке Гандиджи основал ашрам в Фониксе, где открыл школу для детей. У Гандиджи были свои собственные идеи о том, как должны учиться дети. Ему совсем не нравилась система экзаменов. В своей школе он хотел учить мальчиков истинному знанию – знанию, которое бы совершенствовало не только их умы, но и сердца.

У Гандиджи был свой собственный способ оценивания учеников. Всем детям задавался один и тот же вопрос. Часто Гандиджи хвалил мальчика с низкими оценками и ругал того, чьи оценки были выше.

Это озадачивало детей. Когда Гандиджи однажды спросили об этой необычной практике, он объяснил: «Я не пытаюсь показать, что Шьям умнее, чем Рам. Я никогда не ставлю оценки на этом основании. Я хочу увидеть, насколько далеко каждый мальчик продвинулся, как много каждый из них выучил. Если умный ученик конкурирует с глупым, то начинает зазнаваться, и таким образом, сам становится глупым. Уверенный в своей одарённости – он перестает работать. У мальчика, который делает лучшее, на что он способен, и усердно работает – всегда будет всё получаться – за это я и хвалю его».

Гандиджи очень внимательно наблюдал за мальчиками, которые прекрасно со всем справлялись. По-прежнему ли они усердно работают? Чему они научатся, если их высокие оценки сделают их высокомерными? Гандиджи постоянно обращал на это внимание своих учеников. Если не самый умный мальчик усиленно работал и успевал в учёбе, Гандиджи всячески хвалил его.

Доброта твёрдая, как камень

moonЭто произошло, когда Гандиджи занимался своей адвокатской практикой в городе Йоханнесбург в Южной Африке. Его кабинет располагался в трёх милях от его дома.

Однажды, коллега Ганди мистер Полак попросил тринадцатилетнего сына Ганди Манилала принести забытую им в кабинете книгу. Но Манилал совсем забыл сделать это, и когда мистер Полак напомнил ему о книге вечером, он не знал, что ответить. Гандиджи услышал об этом и послал за Манилалом. Он сказал: «Сын, я знаю, что ночь очень тёмная, а дорога длинная и пустынная, но всё же ты пройдёшь эти шесть миль, ведь ты дал слово мистеру Полаку, что принесёшь его книгу. Иди и принеси её».

Бабушка и вся семья были огорчены, когда услышали о решении Ганди. Наказание казалось чересчур строгим. Манилал был всего лишь ребёнком, а ночь была тёмной и дорога пустынной. Помимо всего прочего, он всего лишь забыл книгу! Он мог бы без проблем принести её на следующий день. Все вокруг чувствовали несправедливость, но ни у кого не было мужества сказать что-то против. Все знали, что если Гандиджи решил что-то – ничто не изменит это решение.

В конце концов, Кальян Бхаи набрался смелости: «Я принесу книгу», объявил он. Ганди был спокоен, но стоял на своём: «Обещание было дано Манилалом». «Очень хорошо, Манилал пойдёт, но позвольте мне пойти с ним!», – умолял Кальян Бхаи. Ганди согласился, и Манилал отправился за книгой вместе с Бхаи.

Доброта и великодушие Гандиджи порой были твёрдыми, как камень. Он проследил, чтобы Манилал сдержал своё слово и выполнил обещание.

Драгоценный карандаш

Вскоре после того, как Ганди вернулся из Южной Африки, состоялась встреча Конгресса в Бомбее. Кака Сахиб Калелкар приехал, чтобы принять в нём участие и оказать посильную помощь.

Однажды Кака Сахиб увидел, как Ганди обеспокоенно искал что-то на своём столе.

– Что случилось? Что вы ищите? – поинтересовался Сахиб.
– Я потерял свой карандаш, – ответил Ганди, – он был единственным таким хорошим.

Кака Сахиб был огорчён, увидев, что Ганди тратит время впустую, переживая о маленьком карандаше. Он достал свой карандаш и протянул его Ганди.

– Нет, нет, мне нужен мой собственный маленький карандаш, – Ганди стоял на своём, словно упрямый ребёнок.
– Хорошо, вы можете пока что использовать этот, – сказал Кака Сахиб, – я постараюсь найти ваш карандаш, но чуть позже, а сейчас не тратьте время зря на его поиски.
– Вы не понимаете. Этот карандаш очень важен для меня, – настойчиво утверждал Ганди, – маленький сын Натесана дал мне его в Мадрасе. Он отдал его с такой любовью и вниманием! Я не могу позволить себе потерять его.

Кака Сахиб больше ничего не сказал и присоединился к поискам Ганди.

В конце концов, они нашли его – малюсенький кусочек, всего два дюйма длиной, но Гандиджи был так счастлив, что он нашёлся! Для него это был очень необычный карандаш. Он был символом детской любви, а детская любовь была для Ганди драгоценна.

Большая семья

Дети очень любили приходить к Ганди. Как-то раз один маленький мальчик очень расстроился, увидев во что одет Гандиджи. Такой великий человек, но даже не носит рубашку, удивлялся он.

– Почему ты не носишь курту*, Ганди? – не удержался от вопроса мальчик.

– Где же взять денег, сынок? – мягко ответил Ганди, – я очень беден, так что не могу позволить себе носить курту.

Услышав это, мальчик наполнился жалостью.

– Моя мама отлично шьёт, – сказал он, – она сшила всю мою одежду. Я обязательно попрошу её сшить для тебя курту.
– Сколько курт сможет сделать твоя мама? – поинтересовался Ганди.
– Сколько тебе нужно? – спросил мальчик, – одна, две, три… Она может сделать столько, сколько ты хочешь!

Ганди на секунду задумался и затем сказал.

– Но я не один, сынок. Это будет совсем неправильно, если я один буду носить курту.
– Сколько курт тебе нужно? – настаивал мальчик, – Я попрошу маму сшить столько, сколько ты хочешь! Только прошу, скажи, сколько тебе нужно.

– У меня очень большая семья, сынок. У меня четыреста миллионов братьев и сестёр, – объяснил Ганди, – далеко не у каждого из них есть курта, как же я могу носить её в таком случае? Скажи, твоя мама сможет сделать курты для всех нас?

После этого вопроса мальчик стал очень задумчивым. Четыреста миллионов братьев и сестёр! Гандиджи был прав.

В самом деле, далеко не каждый мог позволить себе курту, так как же Ганди мог носить её? В конце концов, вся страна была большой семьёй Ганди, а он сам – её главой. Он был им другом, он был им товарищем. Какая польза была бы ему от одной курты?

*длинная индийская рубашка – прим. пер.

Продолжение следует…

Ведущий страницы и переводчик: Даниил Прокошин
по материалам сайта www.mkgandhi.org

Материал подготовлен и переведён специально для сайта Gandhi.Ru